Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие ваши действия.
Предупредительные меры
Инструктировать персонал отделения о порядке приёма телефонных сообщений с угрозами террористического акта.
После сообщения по телефону об угрозе взрыва, о наличии взрывного устройства не вдаваться в панику. Быть выдержанными и вежливыми, не прерывать говорящего. При наличии магнитофона необходимо поднести его к телефону, записать разговор. Постараться сразу дать знать об этой угрозе своему коллеге, по возможности одновременно с разговором он должен по другому аппарату сообщить оперативному дежурному милиции и дежурному по отделу КГБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист. Сообщить главному врачу и дежурному по стационару.
Действия при получении телефонного сообщения:
- реагировать на каждый поступивший телефонный звонок;
- сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;
- при необходимости эвакуировать весь персонал отделения и больных согласно плану эвакуации;
- обеспечить беспрепятственную работу оперативно-следственной группы, кинологов и т. д.;
- обеспечить немедленную передачу полученной по телефону информации в правоохранительные органы и администрации объекта здравоохранения.
Алгоритм действий при поступлении сообщения об угрозе взрыва
Будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего. Включите магнитофон (если он подключён к телефону). Сошлитесь на некачественную работу аппарата или наличие нескольких пациентов на рабочем месте, чтобы полностью записать разговор. Попросите коллегу записывать Ваш разговор, повторяя фразы Вашего диалога или требования террориста.
Примерные вопросы:
1. Когда может быть проведён взрыв?
2. Где заложено взрывное устройство?
3. Что оно из себя представляет?
4. Как оно выглядит внешне?
5. Есть ли ещё где-нибудь взрывное устройство?
6. Для чего заложено взрывное устройство?
7. Каковы ваши требования?
8. Вы один или с вами есть ещё кто-либо?
Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (её) речи:
- голос: громкий, (тихий), низкий (высокий);
- темп речи: быстрая (медленная).
Произношение: отчётливое, искажённое, с заиканием, шепелявое, с акцентом или национальным диалектом.
Манера речи: слэнг, развязная, повторяющиеся слова или фразы, с издёвкой, с нецензурными выражениями.
Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое).
Отметьте характер звонка (городской или междугородный).
Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
- Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
- Какие конкретные требования он (она) выдвигает?
- Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
- На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
- Как и когда с ним (с ней) можно связаться?
- Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашим руководством решений или совершения каких-либо действий.
Если возможно, ещё в процессе разговора сообщите о нём в администрацию больницы, если нет - немедленно по его окончании.
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.
При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.
При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини диск) с записью разговора и примите меры к её сохранности. Обязательно установите на её место другую кассету.
Не вешайте телефонную трубку по окончании разговора!
С другого аппарата сообщите в правоохранительные органы о поступившем звонке, непременно укажите номер, по которому принят звонок, и что трубка телефона не положена на аппарат.